Есть ли у животных сознание? Этим вопросом задавался ещё Чарльз Дарвин, когда размышлял над эволюцией сознания. Тому же была посвящена и конференция в Кембриджском университете в июле 2012 года. А результатом этой встречи стала Кембриджская Декларация о Сознании, в которой говорится, что люди не уникальны во владении неврологическими механизмами, генерирующими сознание, а вместе с ним и намеренное поведение.

Так, согласно этой декларации, сознание присуще всем млекопитающим, всем птицам и многим другим животным, в частности некоторым насекомым и головоногим моллюскам (например, осьминогам и кальмарам) :


 

 7 июля 2012 года, известная международная группа когнитивных неврологов, нейрофармакологов, нейрофизиологов, нейроанатомов и специалистов по численному моделированию нервных процессов собралась в Кембриджском университете для пересмотра нейробиологических оснований сознательного опыта и связанного с ним поведения у человека и не-человеческих животных.

В то время как сравнительные исследования по данной теме, разумеется, затруднены неспособностью нечеловеческих животных и, зачастую, людей четко и открыто общаться на тему их внутренних состояний, следующие наблюдения могут быть признаны как бесспорные:

— Область исследований сознания стремительно развивается. Разрабатывается множество новых методов и стратегий исследования человека и не-человеческих животных. Следовательно, всё больше информации становится легко доступной, что требует периодической переоценки ранее существовавших предубеждений в этой области.

Исследования не-человеческих животных показали что соответственные мозговые структуры, коррелирующие с сознательными переживаниями и восприятием, могут быть избирательно усилены или нарушены в целях определения их действительной необходимости для этих переживаний. Более того, в случае с людьми для исследования корреляций сознания легко доступны новые неоперативные методы.

— Нервные механизмы эмоций не представляются ограниченными структурами коры больших полушарий головного мозга. Фактически, подкорковые нервные структуры, возбуждаемые во время аффективных состояний у людей, также критически важны для вызывания эмоционального поведения у животных. Искусственное возбуждение одних и тех же участков мозга вызывает соответственное поведение и чувственные состояния человека и нечеловеческих животных. Где бы в мозгу ни возбуждали инстинктивное эмоциональное поведение у нечеловеческих животных, многие из форм последующего поведения оказываются согласующимися с пережитыми чувственными состояниями, включая внутренние состояния поощрения и наказания.

 Глубокое мозговое стимулирование этих структур у людей также может вызвать похожие аффективные состояния. Структуры, связанные с аффектом, сконцентрированы в подкорковых областях с большим количеством нервных связей. Молодые человеческие и нечеловеческие особи без коры головного мозга поддерживают эти мозговые функции.

 Более того, появление нервных структур, поддерживающих поведенческие/электрофизиологические состояния бодрствования, сна и мышления, произошло при эволюции нервной системы до состояния беспозвоночной, чему свидетельством являются насекомые и головоногие моллюски (т.е. осьминоги (и не только они, есть кальмары и наутилус, прим. перев.)).

— Птицы, по своему поведению, нейрофизиологии и нейроанатомии являют поразительный случай параллельной эволюции сознания. Свидетельство почти человеческого уровня сознания наиболее ярко представлено у африканских серых попугаев. Эмоциональные сети и когнитивные архитектуры млекопитающих и птиц оказались гораздо более похожими, чем ранее считалось. Более того, было найдено, что некоторые виды птиц показывают нервные паттерны сна, сходные с аналогичными паттернами млекопитающих, включая быстрый сон, и, как было показано на зебровых зябликах, нейрофизиологические паттерны, ранее считавшиеся привилегией неокортекса млекопитающих.

Было показано, в частности, что сороки демонстрируют поразительные сходства с людьми, большими человекообразными обезьянами, дельфинами и слонами в опытах по распознаванию себя в зеркале.

— У людей влияние определенных галлюциногенов оказывается связанным с нарушением обработки прямой и обратной связи корой головного мозга. Фармакологическое воздействие на не-человеческих животных соединениями, влияющими на сознательное поведение человека, может приводить к сходным отклонениям в поведении не-человеческих животных.

У людей есть свидетельства предполагать что осознание коррелирует с активностью коры головного мозга, что не исключает возможный вклад обработки подкоркой или ранними областями коры, как при визуальном осознании.

Свидетельство, что эмоциональные чувствования человека и не-человеческих животных возникают из подобных структур подкорки мозга, предостовляет неопровержимое свидетельство эволюционно общего первичного аффективного квалиа.

Мы декларируем следующее: «Отсутствие неокортекса не является препятствием для переживания организмом чувственных состояний. Сходящиеся доказательства показывают, что не-человеческие животные имеют нейроанатомические, нейрохимические и нейрофизиологические механизмы сознательных состояний вместе со способностью демонстрировать намеренное поведение.

 Следовательно, вес доказательств показывает, что люди не уникальны во владении неврологическими механизмами, генерирующими сознание. Не-человеческие животные, включая всех млекопитающих и птиц, и многие другие существа, включая осьминогов, также владеют этими неврологическими механизмами.»

Оригинальный текст :

The Cambridge Declaration on Consciousness *

On this day of July 7, 2012, a prominent international group of cognitive neuroscientists, neuropharmacologists, neurophysiologists, neuroanatomists and computational neuroscientists gathered at The University of Cambridge to reassess the neurobiological substrates of conscious experience and related behaviors in human and non-human animals. While comparative research on this topic is naturally hampered by the inability of non-human animals, and often humans, to clearly and readily communicate about their internal states, the following observations can be stated unequivocally:

 The field of Consciousness research is rapidly evolving. Abundant new techniques and strategies for human and non-human animal research have been developed. Consequently, more data is becoming readily available, and this calls for a periodic reevaluation of previously held preconceptions in this field. Studies of non-human animals have shown that homologous brain circuits correlated with conscious experience and perception can be selectively facilitated and disrupted to assess whether they are in fact necessary for those experiences. Moreover, in humans, new non-invasive techniques are readily available to survey the correlates of consciousness.

 The neural substrates of emotions do not appear to be confined to cortical structures. In fact, subcortical neural networks aroused during affective states in humans are also critically important for generating emotional behaviors in animals. Artificial arousal of the same brain regions generates corresponding behavior and feeling states in both humans and non-human animals. Wherever in the brain one evokes instinctual emotional behaviors in non-human animals, many of the ensuing behaviors are consistent with experienced feeling states, including those internal states that are rewarding and punishing. Deep brain stimulation of these systems in humans can also generate similar affective states. Systems associated with affect are concentrated in subcortical regions where neural homologies abound.

Young human and non￾human animals without neocortices retain these brain-mind functions. Furthermore, neural circuits supporting behavioral/electrophysiological states of attentiveness, sleep and decision making appear to have arisen in evolution as early as the invertebrate radiation, being evident in insects and cephalopod mollusks (e.g., octopus).

 Birds appear to offer, in their behavior, neurophysiology, and neuroanatomy a striking case of parallel evolution of consciousness. Evidence of near human-like levels of consciousness has been most dramatically observed in African grey parrots. Mammalian and avian emotional networks and cognitive microcircuitries appear to be far more homologous than previously thought. Moreover, certain species of birds have been found to exhibit neural sleep patterns similar to those of mammals, including REM sleep and, as was demonstrated in zebra finches, neurophysiological patterns, previously thought to require a mammalian neocortex. Magpies in particular have been shown to exhibit striking similarities to humans, great apes, dolphins, and elephants in studies of mirror self-recognition.

 In humans, the effect of certain hallucinogens appears to be associated with a disruption in cortical feedforward and feedback processing. Pharmacological interventions in non-human animals with compounds known to affect conscious behavior in humans can lead to similar perturbations in behavior in non-human animals. In humans, there is evidence to suggest that awareness is correlated with cortical activity, which does not exclude possible contributions by subcortical or early cortical processing, as in visual awareness.

Evidence that human and non￾human animal emotional feelings arise from homologous subcortical brain networks provide compelling evidence for evolutionarily shared primal affective qualia.
We declare the following: “The absence of a neocortex does not appear to preclude an organism from experiencing affective states. Convergent evidence indicates that non-human animals have the neuroanatomical, neurochemical, and neurophysiological substrates of conscious states along with the capacity to exhibit intentional behaviors. Consequently, the weight of evidence indicates that humans are not unique in possessing the neurological substrates that generate consciousness.
Non￾human animals, including all mammals and birds, and many other creatures, including octopuses, also possess these neurological substrates.”

* The Cambridge Declaration on Consciousness was written by Philip Low and edited by Jaak Panksepp, Diana Reiss, David Edelman, Bruno Van Swinderen, Philip Low and Christof Koch. The Declaration was publicly proclaimed in Cambridge, UK, on July 7, 2012, at the Francis Crick Memorial Conference on Consciousness in Human and non-Human Animals, at Churchill College, University of Cambridge, by Low, Edelman and Koch. The Declaration was signed by the conference participants that very evening, in the presence of Stephen Hawking, in the Balfour Room at the Hotel du Vin in Cambridge, UK. The signing ceremony was memorialized by CBS 60 Minutes.

 

Реклама